Учение Абая о «трёх видах любви»

Мудрый Абай говорит: «Эти три любви — будут сиянием веры», — утверждает он в стихотворении «Аллах сам истинен, и его слово тоже истинен». Иманигүл(сияние веры) — это уникальное понятие, которое раньше не использовалось в казахском языке. Это означает «полный иман», и, если использовать метафору, можно сказать: «Будь любимцем Аллаха, как благоухающий цветок». Иманигул — это символ влюбленности в Бога, а также вершина разума и сознания.
Он продолжает:
Эти три любви — будут иманигул,
И суть имана — в трех, в этом ты должен понять.
Подумаешь и разберешь эти три,
Держи в голове путь, не на богатство смотри.
Это выражение позволяет нам лучше понять важность учения о трех любовях. Однако три любви, или иманигул, — это очень сложное учение, тонкий и коварный путь. Поэтому для того, чтобы понять его смысл, нужно сначала исследовать понятия «взор сердца» и «чистота сердца».
Погрузись в свое сердце и смотри на его глубину...
Аллах создал все миры с любовью. «У него нет ненужных частей, нет места, куда бы Он не вошел», — говорит Абай. Эта божественная любовь является особенностью сердца. Поэтому Абай спрашивает: «Есть ли у живого человека более дорогая часть, чем его сердце?» Он использует такие выражения, как «сердце человека», «смелое сердце», «раненое сердце», «сшитое сердце», «теплое сердце», «горячее сердце», «энергичное сердце» и т. д. С помощью этого он хочет подчеркнуть важность сердца в познании себя.
Итак, ключ к пониманию взглядов Абая по вопросам имана и воспитания личности — это сердце.
Абай использовал термин «сердце» по-разному. Он не ограничивался только пониманием сердца как инструмента для познания человеческого характера. В 1891 году понятие «сердце» в его произведениях не было связано с философскими размышлениями, а больше касалось культурно-образовательного контекста.
Однако в 1891-1892 годах Абай изменил свой подход. Он начал более активно исследовать духовные пространства и развивать свои философские размышления. Это стало временем его духовного роста. С этого момента сердце стало философской категорией, и он начал рассматривать его как инструмент для познания божественной истины.
Сердце как инструмент духовного роста
В своих стихах и произведениях Абай утверждал, что сердце является зеркалом человеческой души, показывая его внутренние качества. Он говорит: «Если у тебя нет силы в сердце, как ты разбудишь свою душу?» и «Сердце — это море, а все удовольствия жизни — драгоценности в нем».
Абай подчеркивает, что очищение сердца — это основа духовного роста, и это понятие стало основным элементом его философии.
В этом контексте Абай утверждает, что, чтобы достичь высшей духовной цели, нужно глубоко изучать и очищать свое сердце.
Три любви
Абай предлагает учение о трех любви, которое раскрывает его философию. Первая любовь — это любовь Бога к человеку, вторая — любовь человека к Богу, а третья — любовь человека к человечеству. Каждая из этих любовей имеет особое значение.
Первая любовь — любовь Бога к человеку
В стихотворении Абай говорит: «Аллах создал человечество с любовью, люби Его больше всего». Это первая любовь, основа всего духовного пути. Осознание этой любви является ключом к пониманию других уровней любви.
Вторая любовь — любовь человека к Богу
Когда человек осознает, как сильно его любит Аллах, он начинает любить его в ответ. Это любовь, в которой человек стремится к близости с Творцом и осознает свою зависимость от Него.
Третья любовь — любовь к человечеству
Абай говорит, что любовь к человечеству должна быть на основе справедливости, милосердия, искренности и доброты. Это самая сложная и глубокая любовь, которая включает в себя уважение к другим, понимание их нужд и желание служить им.
В заключение, золотым стержнем учения о трёх видах любви являются чистосердечность и милосердие. Это также и духовный путь, по которому сам прошёл Абай. Всем известно, что наше время — эпоха чрезмерной материализации, и сегодня человечество движется по дороге, которая не ведёт никуда. Тьму может победить только свет. Следовательно, свет учения Абая, основанного на Коране, востребован — пусть не во всём мире, но, по меньшей мере, в тюркском и исламском мире. Похоже, настало время поставить перед собой практическую цель — донести это великое наследие, объяснить и пропагандировать его.
Асан Омаров